OpenSCADA

Модули/Vision

This page is a translated version of the page Modules/Vision and the translation is 88% complete.

English • ‎mRussian • ‎Українська
Модуль Имя Версия Лицензия Источник Языки Платформы Тип Автор
Vision Рабочий пользовательский интерфейс (Qt) 9.3 GPL2 ui_Vision.so en,uk,ru,de x86,x86_64,ARM Пользовательские интерфейсы Роман Савоченко
  Максим Лысенко (2007-2012), Ксения Яшина (2007-2008)
Описание
Рабочий пользовательский интерфейс, основанный на библиотеке Qt — внешний интерфейс к движку СВУ.
  • Общая трудоёмкость: > 50 ЧД[!]
  • Спонсировано, завершение отражения примитива ElFigure на 0.3 ЧД[!]: ООО "СВІТоВИР"

Модуль предоставляет в OpenSCADA механизм конечной визуализации среды визуализации и управления (СВУ). Модуль основан на многоплатформенной библиотеке Qt графического пользовательского интерфейса (GUI), изначально созданного фирмой TrollTech. В своей работе модуль использует данные движка СВУ — модуль VCAEngine.

Среда визуализации и управления (СВУ) является неотъемлемой составляющей SCADA системы. Она применяется на клиентских станциях с целью доступного предоставления информации об объекте управления и выдачи управляющих воздействий на объект. В различных практических ситуациях и условиях могут применяться СВУ, построенные на различных принципах визуализации. Например, это могут быть библиотеки виджетов Qt, GTK+, wxWidgets или гипертекстовые механизмы на основе технологий HTML, XHTML, XML, CSS и JavaScript или сторонние приложения визуализации, реализованные на различных языках программирования Java, Python и т.д. Любой из этих принципов имеет свои преимущества и недостатки, комбинация которых может стать непреодолимым препятствием в возможности использования СВУ в том или ином практическом случае. Например, технологии вроде библиотеки Qt позволяют создавать высокопроизводительные СВУ, что несомненно важно для станций оператора управления технологическим процессом (ТП). Однако, необходимость инсталляции данного клиентского ПО может сделать его использование невозможным в отдельных ситуациях. С другой стороны, Web-технологии не требуют инсталляции на клиентские системы и являются предельно многоплатформенными (достаточно указать ссылку на Web-сервер в любом Web-браузере), что наиболее важно для различных инженерных и административных станций. С другой стороны, производительность и надёжность таких интерфейсов ниже, что практически исключает их использование на станциях оператора ТП.

OpenSCADA имеет предельно гибкую архитектуру, которая позволяет создавать внешние интерфейсы, в том числе и пользовательские, на любой основе и вкус. Например, среда конфигурации OpenSCADA доступна как на Qt-библиотеке, так и на Web-основе.

В тоже время, независимое создание реализаций СВУ на различной основе может повлечь за собой невозможность использования данных конфигурации одной СВУ в другой. Что неудобно и ограничено с пользовательской стороны, а также накладно в плане реализации и последующей поддержки.

С целью избежания этих проблем, а также создания в кратчайшие сроки полного спектра различных типов СВУ, основан проект создания концепции СВУ. Результатом этого проекта и стал данный модуль непосредственной визуализации (на основе библиотеки Qt), модуль непосредственной визуализации WebVision и движок СВУ VCAEngine.

Contents

1 Назначение

Данный модуль непосредственной визуализации СВУ предназначен для формирования и исполнения интерфейсов СВУ в среде графической библиотеки Qt. Модуль СВУ, в основном, обеспечивает:

Перечислим возможности, которые сможет и обеспечивает СВУ, построенная на основе данного проекта:

  1. формирование из шаблонных кадров, путём назначения динамики и без графической конфигурации;
  2. графическое формирование новых кадров, путём использования готовых элементов визуализации из библиотеки — мнемосхемы;
  3. формирование, в библиотеке, новых: кадров, шаблонных кадров и элементов отображения.


2 Инструмент графического формирования интерфейса СВУ

Разработка интерфейса СВУ выполняется в одном окне, реализующем многодокументный интерфейс (MDI) (рис.2.a). Данный подход позволяет одновременно открывать несколько кадров различных размеров. Использованы следующие механизмы управления разработкой: панели инструментов, пункты меню и контекстное меню. Большинство действий дублируются разными механизмами, что позволяет быстро найти инструмент удобным способом. Навигационные интерфейсы реализованы присоединяемыми окнами. Конфигурация панелей инструментов и присоединяемых окон сохраняется при выходе и восстанавливается при старте, что позволяет настраивать интерфейс под себя.

Рис.2.a. Окно разработки интерфейсов СВУ.

Access to major components of the VCA is made by attached windows, in the Figure 2.a these windows are shown on the left side. These windows contain:

В основном пространстве рабочего окна размещаются окна страниц проектов, кадров библиотек виджетов, пользовательских элементов и элементов примитивов на момент их визуального редактирования.

Наверху рабочего окна содержится меню. В меню размещены все инструменты, необходимые для разработки интерфейсов СВУ. Меню имеет следующую структуру:

Сверху, под меню, или по сторонам располагаются панели инструментов. Панели могут быть скрыты или расположены, что управляется в пункте меню "Вид". Предусмотрены следующие панели инструментов:

Внизу окна разработки СВУ располагается строка статуса. С правой стороны строки статуса размещаются индикаторы визуального масштаба редактируемого кадра, режима изменения размера элементов, режима текущей станции движка СВУ и пользователя, от имени которого ведётся разработка интерфейса СВУ. По двойному клику на индикаторе пользователя можно пользователя сменить, введя новое имя и пароль пользователя. В главное поле строки статуса выводятся различные информационные сообщения и сообщения помощи.

Для редактирования свойств визуальных элементов предусмотрено два диалога. Первый диалог позволяет редактировать свойства контейнеров визуальных элементов (рис.2.b) — библиотек виджетов и проектов. Второй диалог для редактирования свойств самих визуальных элементов (рис.2.d). Изменения, внесённые в диалогах, сразу-же попадают в движок СВУ. Для сохранения этих изменения в БД, или восстановления из БД, необходимо воспользоваться соответствующими инструментами главного окна разработки.

Рис.2.b. Диалог редактирования свойств контейнеров визуальных элементов.

With the help of the main tab of that dialog you can obtain:

At.png The objects still support of specifying the spare storage addresses with tables before you rename the table in the standard form "wlb_{ObjID}" for the widget libraries and "prj_{ObjID}" for the projects.
  • user, group of users and the access for: user, users' group and all other;
  • period of the project calculating in the execution.
Рис.2.с. Вкладка "Диагностика" проекта.

В этой вкладке вы можете, для получения диагностических сообщений: выбрать время, освежить к текущему времени и выбрать размер-глубину.

Рис.2.d. Диалог редактирования свойств визуальных элементов.

With the help of the main tab of that dialog you can obtain:

Диалог редактирования свойств контейнеров визуальных элементов содержит две вкладки: вкладку конфигурации основных параметров (рис.2.b) и вкладку конфигурации ресурсов контейнеров (рис.2.e).

Рис.2.e. Вкладка редактирования ресурсов контейнера визуальных элементов.

Dialogue of editing the properties of the visual elements contains four tabs: configuration tab of the main parameters (Fig.2.b), tab of the element attributes (Fig.2.f), tab of the element processing (Fig.2.g) and tab of the element links (Fig.2.h). At different levels of the visual elements hierarchy some tabs can be available, but some are not. At.png The attribute name's rows in the "Processing" tab after the first one treat as help.

Текстовые поля атрибутов поддерживают подсветку синтаксиса, правила которой передаются в виде регулярных выражений из интерфейса управления или могут быть встроены в значение текста как комментарий в XML-теге "SnthHgl".

Рис.2.f. Вкладка атрибутов диалога редактирования свойств визуального элемента.
Рис.2.g. Вкладка обработки диалога редактирования свойств визуального элемента.
Рис.2.h. Вкладка связей диалога редактирования свойств визуального элемента.

2.1 Стили

Известно, что человек может иметь индивидуальные особенности восприятия графической информации. Если эти особенности не учитывать то можно получить неприятие и отторжение пользователя к интерфейсу ВУ. Такое неприятие и отторжение может привести к фатальным ошибкам при управлении ТП, а также травмировать человека постоянной работой с интерфейсом. В SCADA системах приняты соглашения, которые регламентируют требования по созданию унифицированного интерфейса ВУ, нормально воспринимаемого большинством людей. При этом, практически отсутствует учёт особенностей людей с некоторыми отклонениями.

С целью учесть это обстоятельство, и предоставить возможность централизованно и просто изменять визуальные свойства интерфейса, проектом реализуется менеджер стилей интерфейса визуализации.

Пользователем может быть создано множество стилей, каждый из которых будет хранить цветовые, шрифтовые и другие свойства элементов кадра. Простая смена стиля позволит быстро преобразить интерфейс ВУ, а возможность назначения индивидуального стиля для пользователя позволит учесть его особенности.

Для реализации этой возможности, при создании кадров, необходимо для свойств цвета, шрифта и других установить параметр "Конфигурация" (таблицы во вкладке "Обработка") в значение "Из стиля". А в параметре "Конфигурационный шаблон" указать идентификатор поля стиля. Далее, это поле автоматически появится в менеджере стилей и его можно будет там менять. Менеджер стилей доступен на странице конфигурации проекта во вкладке "Стили". На этой вкладке можно стили создавать, удалять и изменять, удалять их поля.

Vision prj stl ru.png

В целом, стили доступны начиная с уровня проектов. На уровне библиотек виджетов можно только определять поля стилей у виджетов. На уровне проекта, при выборе стиля, включается работа со стилями, что предполагает доступ к полям стилей вместо непосредственных значений атрибутов. Фактически, это означает, что при чтении или записи атрибута виджета, указанные операции будут осуществляться над соответствующим полем выбранного стиля.

При запуске проекта на исполнения будет использован установленный в проекте стиль. В последствии, пользователь может выбрать стиль из перечня доступных. Выбранный пользователем стиль будет сохранён и использован при следующем запуске проекта.


2.2 Связывание с динамикой

Для предоставления в интерфейс визуализации актуальных данных, должны использоваться данные подсистемы "Сбор данных (DAQ)". Природа этих данных следующая:

  1. параметры, содержащие некоторое количество атрибутов;
  2. атрибуты параметра могут предоставлять данные пяти типов: Логический, Целый, Вещественный, Строковый и Объект;
  3. атрибуты параметра могут иметь архив (историю);
  4. атрибуты параметра могут быть на чтение, запись и с полным доступом.

Учитывая первый пункт, нужно обеспечить возможность группового назначения ссылки. Для этого используем концепцию логического уровня.

Связи обеспечивают прозрачное преобразование типов и не требуют специальной конфигурации.

Для удовлетворения возможности доступа к архивам связи выполняют проверку типа атрибута и, в случае подключения к "Адресу", в значение помещается адрес связи.

В терминах СВУ, динамические связи и конфигурация динамики являются одним процессом, для описания конфигурации которого предусматривается вкладка "Обработка" виджетов (рис.2.f). Вкладка содержит таблицу конфигурации свойств атрибутов и текст процедуры вычисления виджета.

Кроме полей конфигурации атрибутов, в таблице предусматривается колонка "Обработка", для избирательного использования атрибутов в вычислительной процедуре виджета, и колонки "Конфигурация", "Конфигурационный шаблон" для описания конфигурации связей.

Колонка "Конфигурация" позволяет указать тип связи атрибута виджета:

Колонка "Конфигурационный шаблон" позволяет связать группы динамических атрибутов. Например, это могут быть разные типы параметров подсистемы "DAQ" и другие виджеты интерфейса. При корректном формировании этого поля работает механизм автоматического назначения атрибутов, при указании только параметра подсистемы "DAQ" или виджета интерфейса, что упрощает и ускоряет процесс конфигурации. Значение этой колонки имеет следующий формат:

Установка связей может быть нескольких типов, который определяется префиксом:

Обработка связей происходит с периодичностью вычисления виджета, в порядке:

На рисунке 2.g представлена вкладка связей с возможностью группового и индивидуального назначением атрибутов.

При размещении виджета в контейнер виджетов все связи исходного виджета добавляются в список результирующих связей контейнера виджетов, однако, только на глубину в один уровень вложения.

Из вышесказанного видно, что связи устанавливаются пользователем в процессе конфигурации интерфейса. Однако, для предоставления возможности создания кадров общего назначения с функцией предоставления детализированных данных разных источников одного типа, необходим механизм динамической установки связей. Такой механизм предусматривается:

Рассмотрим пример, когда имеется кадр общего назначения "Панель контроля графиком" и множество "Графиков" на разных кадрах. "Панель контроля графиком" имеет связи с шаблонами:

При этом, каждый виджет "График" имеет атрибуты "tSek", "tSize", "trcPer" и "valArch". При вызове сигнала открытия "Панели контроля графиком" из любого виджета "График", происходит связывания атрибутов "Панели контроля графиком" с атрибутами виджета "График", согласно шаблону. Как результат, все изменения на "Панели контроля графиком" будут отражаться на графике, посредством этих связей.

Если у виджета "График" присутствуют внешние связи на параметры подсистемы "Сбор данных", связи "Панели контроля графиком" будут устанавливаться на внешний источник. Кроме того, если у "Панели контроля графиком" будут заявлены связи на атрибуты, отсутствующие непосредственно у виджета "График", то будет производится поиск наличия таких атрибутов у внешнего источника — первого на который установлена прямая связь, выполняя, тем самым, дополнение недостающих связей.

Для наглядного изображения этого механизма приведена таблица.

Таблица. Механизм динамической линковки.

Атрибуты "Панели контроля графиком" (шаблон динамической связи) Атрибуты "Графика" Атрибуты внешнего "Параметра" Результирующая связь или значение связующегося атрибута
tSek (<page>|tSek) tSek - "График".tSek
tSize (<page>|tSize) tSize - "График".tSize
trcPer (<page>|trcPer) trcPer - "График".trcPer
valArch (<page>|valArch) valArch - "График".valArch
var (<page>|var) var var "Параметр".var
ed (<page>|ed) - ed "Параметр".ed
max (<page>|max) - - EVAL
min (<page>|min) - - EVAL


2.3 Visual editing

Visual editing of opened frames in main space of the working window is performed mostly for the Box primitive or by inner specific editing for not container primitives like to ElFigure, entry to which performed at twice mouse click.

For any frames in the visual editor available only visually changing the geometry, what you can do by placing the mouse cursor to right and/or bottom edges of the frame and next move the edge whether by mouse, holding the left button, or by keyboard, pressing the arrow keys — the arrow keys clicking cause of the corresponding size changing at 5 pixels on 1x scale and holding the Shift key you get 1 pixel. You can also change the frame scaling in the same way but holding the key Ctrl or toggling of the size mode on the status panel right.

Visual editing of the Box primitive means of the children widgets APPENDING, REMOVING, MOVING, GEOMETRY CHANGING, SCALE CHANGING and PROPERTIES EDITING.

Only for the widgets APPENDING you need no other widgets selection on the frame, just select needed widget from the library on the toolbar, or drag and drop from the tree of the widgets libraries, and place that in a mouse position by clicking the left mouse button. To cancel the add operation from the library on the toolbar, click the right mouse button.

For other operations you need to select an available child widget or a group of them, so let's see all features of the selection:

At.png The selection is saved at the keyboard focus loss when pressing the left mouse button on the selection for return.

For REMOVING the selected widget or group of them you can press whether the toolbar or context menu button "Delete visual item", or the Ctrl+D key shortcut.

As a combination of the APPENDING and REMOVING there for the selected widget or group of them you can copy/cut by the corresponding toolbar or context menu button or by the keyboard shortcut Ctrl+C/X and next unselect all and paste by the corresponding toolbar or context menu button or by the keyboard shortcut Ctrl+V.

For MOVING you can the selected widget or group of them drag, by pressing the left mouse button on the selected area, move the mouse to need position and drop, by releasing the mouse button; or can use for that the arrow keys — the arrow keys clicking cause of the corresponding position coordinate changing at 5 pixels on 1x scale and holding the Shift key you get 1 pixel.

For the GEOMETRY CHANGING of the selected widget or group of them you can point the mouse cursor to a green dot of the selection representation and next move the dot whether by mouse, holding the left button, or by keyboard, pressing the arrow keys — the arrow keys clicking cause of the corresponding size changing at 5 pixels on 1x scale and holding the Shift key you get 1 pixel. You can perform the SCALE CHANGING of the selection in the same way but holding the key Ctrl or toggling of the size mode on the status panel right. The coordinates of individual widgets in the selection change according to the ratio of their position in this selection!

The PROPERTIES EDITING of the selected widget or group of them is not a graphical operation mostly and performed in the control panel of the widget attributes, but the child widgets selection is very useful as allows you to select a group widgets for next them properties editing in general.

3 Исполнение интерфейсов СВУ

Исполнение интерфейса СВУ заключается в запуске нового сеанса проекта или подключении к существующему, на уровне движка СВУ. Далее, модуль непосредственной визуализации отражает и управляет данными сеанса. Главное окно режима исполнения данного модуля имеет вид, представленный на рисунке 3.

Реализовано обновление содержимого открытых страниц интерфейса визуализации с периодичностью исполнения визуализируемого сеанса проекта визуализации. В процессе обновления выполняется:

По закрытию окна "Исполнения" производится закрытие сеанса проекта в модели данных, если сеанс не фоновый и это было последнее подключение.

Механизм запроса только изменённых данных основан на абсолютном счётчике исполнения сессии. При внесении реальных изменений в атрибуты виджетов выполняется запоминание значения этого счётчика, что и позволяет идентифицировать изменённые атрибуты. Такой подход позволяет повысить производительность и уменьшить трафик, в случае доступа к движку СВУ через сеть.

Иерархически, модулем предусматривается возможность размещения страниц проекта как на главном окне исполнения (рис.3), так и вкладывая внутрь виджетов контейнеров, а также путем открытия дополнительных окон поверх основного.

При разворачивании главного окна исполнения, или переходе в полноэкранный режим, выполняется масштабирование содержимого страницы интерфейса СВУ, заполняя всё пространство окна и, позволяя, тем самым, исполнять проекты, разработанные на одном разрешении экрана, на разных разрешениях.

Главное окно состоит из меню (сверху) строки статуса (снизу) и исполняемого содержимого сеанса между ними. Меню, в режиме исполнения, позиционируется как инструмент администратора OpenSCADA, содержащий общесистемные функции, и доступно только привилегированным пользователям, состоящим в группе "root". Меню имеет следующую структуру:

On the status line locates:

Режим исполнения (Runtime) в значительной степени поддерживает многоязычность, которая зависит от языка выбранного пользователя или окна исполнения, т.е. если вы измените пользователя то получите интерфейс исполнения на другом языке этого пользователя. Эта функция включается динамическим переводом сообщений OpenSCADA.

Рис.3. Главное окно режима исполнения.

4 Представление базовых элементов (примитивов)

Данной версией модуля реализованы не все образы примитивов, заложенные проектом. В целом, проектом заложены примитивы:

Идентификатор Наименование Функция
ElFigure Элементарная графическая фигура

Примитив является основой отрисовки элементарных графических фигур со всевозможной комбинацией их в одном объекте. Предусматривается поддержка следующих элементарных фигур:

  • Линия.
  • Дуга.
  • Кривая Безье.
  • Заливка замкнутого пространства.

Для всех фигур, содержащихся в виджете, устанавливаются единые свойства толщины, цвета и т.д., также, предусматривается возможность указания вышеперечисленных атрибутов для каждой фигуры отдельно и их динамизация.

FormEl Элемент формы

Включает поддержку стандартных компонентов формы:

  • Редактирование строки.
  • Редактирование текста.
  • Флажок.
  • Кнопка.
  • Выбор из списка.
  • Список.
  • Дерево.
  • Таблица.
  • Слайдер.
  • Строка прокрутки.
Text Текст Элемент текста-метка. Характеризуется типом шрифта, цветом, ориентацией и выравниванием. Предусматривается поддержка аргументов.
Media Медиа Элемент отображения растровых и векторных изображений различных форматов, проигрывания анимированных изображений, проигрывание аудио-фрагментов и просмотр видео-фрагментов.
Diagram Диаграмма Элемент диаграммы с поддержкой возможности отображения нескольких потоков в реальном времени для: трендов (временных графиков), частотного спектра, XY диаграмм.
Protocol Протокол Элемент протокола — визуализатор сообщений программы, с поддержкой нескольких режимов работы.
Document Документ Элемент формирования отчётов, журналов и другой документации на основе доступных данных.
Box Контейнер Содержит механизм размещения-включения других виджетов для формирования новых, более сложных, виджетов и страниц конечной визуализации.
Function, в планах Функция API объектной модели OpenSCADA Невизуальный виджет, на стороне исполнения, позволяющий включать вычислительные функции объектной модели OpenSCADA в СВУ.

At.png Для всех реализованных примитивов, кроме "FormEl", этот модуль поддерживает условную генерацию событий от манипулятора мыши по прозрачности указанного пикселя, боле нуля — не полная прозрачность.

The visualizer module provides and uses set of specific attributes of the generic means, the information of which is given in the table. These attributes are automatically created by the visualizer in their absence and during the first run, or created by the user in the frame of the specified area, as needed.

Identifier (area) Name Appointment
runWin (main page) Window of the execution

Setting the mode of the main window execution:

  • "Original size (0)".
  • "Maximize (1)".
  • "Full screen (2)".
keepAspectRatio (main page) Keep aspect ratio on scale Keep aspect ratio of the pages on scale.
stBarNoShow (main page) Do not show the status bar Hide the status bar of the main window.
winPosCntrSave (main page) Control and save for position of the windows Enabling the windows position control and save.
notify{N}, notifyVisVision{N} (page) Notification: type {N} At.png Create manually with the type "Text"!

Specifies a notifier and a procedure of the notification resource obtaining and the same notification, accordingly to the "Signalling (Alarms)" conception. The notification performed in such priority — notifyVisVision{N} > {Qt|Phonon} > notify{N}. That is the notifyVisVision{N} is most priority, it overrides the {Qt|Phonon} notification and there you can implement very not ordinary notifications.

statLine (main page) Status line items At.png Create manually with the type "Text"!

Text field with description of the status line item in the string form "{Id}:{Label}:{ToolTip}:{Color}:{Img}", where:

  • "Id" — identifier, uses also to form events from the widget "stIt_{Id}".
  • "Label" — visual label of the status element.
  • "ToolTip" — context help about the element.
  • "Color" — label color.
  • "Img" — image of the status element, instead the label.
userSetVis (main page) Setting the user At.png Create manually with the type "String"!

Change the user or call a dialog to select it. Variants of the value:

  • "*" — call for a selecting dialog of the user;
  • "$" — change the user to the default one;
  • "{user}[:{password}]" — direct change to user with password; for empty password, the user is changed only if its permission is lesser or equal and that is the local visualisation; a useful example of changing to the "user" after one minute inactivity:
if((SYS.time()-this.ownerSess().userActTm()) < 60)userSetVis = "";
else if(this.ownerSess().reqUser() != "user") userSetVis = "user:user";
prjDoc (main page) Project document At.png Create manually with the type "String"!

Specifying the project documentation of call from the status line's button with a possibility of disabling-concealing the button at empty value. The documentation specified in view "{OffLine}|{OnLineOpenSCADAWiki}", for example for the AGLCS project — "AGLCS|Using/Model_AGLKS".

vs_background (the views "Line edit", "Text edit", "Combo box", "List", "Tree", "Table" of the primitive "FormEl") Custom background At.png Create manually with the type "String"!

Specifies for the custom background in the form {color}-{transp} {image}.

vs_border (the views "Line edit", "Text edit", "Combo box", "List", "Tree", "Table" of the primitive "FormEl") Custom border At.png Create manually with the type "String"!

Specifies for the custom border in the standard CSS-form {wdth}px {style} {color}.

vs_winTitle (the view "Box") Window title At.png Create manually with the type "String"!

Dynamic window title value.

Рассмотрим реализацию каждого примитива более детально.

4.1 Примитив элементарной фигуры (ElFigure)

Реализована поддержка элементарных фигур: линия, эллиптическая дуга, кривая Безье и заливка замкнутых контуров цветом и изображением. Для элементарных фигур реализованы следующие операции:

На рисунке представлена часть экрана с кадром, содержащим элементарные фигуры.

Vision elfig new.png

Про внутренний графический редактор на модуле Vision вы можете в деталях почитать в соответствующей секции "Векторный графический редактор", а тут опишем только полезные советы.

Фигуры, лежащие в основе данного виджета, содержат точки(начальная и конечная), которые могут стыковаться с соответствующими точками других фигур, и точки, с помощью которых изменяется геометрия фигуры.

Добавить фигуру можно с помощью манипулятора мыши:

  1. Выбрать желаемую фигуру из контекстного меню.
  2. Задать, с помощью левой кнопки мыши, начальную и конечную точки (для линии, при удерживании клавиши SHIFT происходит ортогональная её отрисовка).

Удалить фигуру(ы) можно путём нажатия кнопки "Del", имея выделенную(ые) фигуру(ы).

Скопировать фигуру(ы) можно путём нажатия комбинации клавиш "Ctrl"+"C", имея выделенную(ые) фигуру(ы).

Передвинуть/изменить габариты фигуры можно с помощью манипулятора мыши или клавиатуры:

  1. Выделить фигуру, клацнув по ней левой кнопкой мыши.
  2. Перетащить (с помощью мыши или управляющих клавиш) фигуру или одну из её контрольных точек в желаемое место и отпустить кнопку мыши(клавишу).

Предусмотрена возможность перемещений нескольких выделенных фигур, выбранных при помощи удержания "Ctrl" (работает при отключенной кнопке "Привязки") либо мышью.

Связать фигуры друг с другом можно следующим образом:

  1. Нажать кнопку "Привязки".
  2. Выделить одну из фигур и переместить её начальную или конечную точку к желаемой начальной или конечной точке другой фигуры так, чтобы она попадала в появившуюся окружность. Связанные фигуры перемещаются также как и отдельные — общая точка перемещается для всех фигур, к которым она относится, где приоритет отдается дуге и две дуги не могут быть соединены непосредственно друг с другом.

Залить замкнутый контур из фигур можно следующим образом:

  1. Нажать кнопку "Привязки".
  2. Создать замкнутый контур.
  3. Два раза клацнуть мышкой внутри его.

Удалить заливку замкнутого контура можно:

Поворачивание фигуры осуществляется вокруг центра виджета, а отражение вокруг вертикальной центральной оси-линии.


4.2 Примитив текста (Text)

Реализована поддержка элемента текста со свойствами:

На рисунке представлена часть экрана с кадром, содержащим примеры текста с использованием различных параметров.

Vision run txt ru.png


4.3 Примитив элемента формы (FormEl)

Реализована поддержка элементов формы на кадрах СВУ с заложенными свойства, включая следующие типы:

Реализованы режимы "Включен" и "Активен", а также передача изменений и событий в модель данных СВУ — движок. Режим "Активный" приводит к установке курсора активности для непустого фона и дополнительных условий различных видов "Text", "Media" и "Box":

На рисунке представлена часть экрана с кадром, содержащим вышеперечисленные элементы формы.

Vision run formel ru.png


4.4 Primitive of the displaying the media-materials (Media)

Support of the element of the displaying of the media-materials with the following properties is provided:

На рисунке представлена часть экрана с кадром, содержащим примеры просмотра/проигрывания медиа-данных.

Vision run media.png


4.5 Примитив построения диаграмм (Diagram)

Реализована поддержка элемента построения диаграмм для типов "График", "Спектр" и "XY", со свойствами:

Модулем визуализатора предоставляется и используется ряд специфических атрибутов данного примитива, информация о которых приведена в таблице.

Идентификатор Имя Назначение
sclWin Масштабирование участка обрамлённого окном, мышью Логический тип атрибута, создаваемый пользователем вручную, в случае надобности. Для значения "истина" включается режим масштабирования участка тренда обрамлённого окном с помощью мыши.

На рисунке представлена часть экрана с кадром, содержащим примеры диаграмм: "График", "Спектр" и "XY".

Vision run diag.png


4.6 Примитив формирования протокола (Protocol)

Реализована поддержка элемента формирования протокола со свойствами:

На рисунке представлена часть экрана с кадром, содержащим пример протокола.

Vision prot ru.png


4.7 Примитив формирования отчётной документации (Document)

Реализована поддержка элемента формирования отчётной документации со свойствами:

В основе любого документа лежит XHTML-шаблон. XHTML-шаблон это тег "body" WEB-страницы, содержащий статику документа в стандарте XHTML 1.0, и элементы исполняемых инструкций на одном из языков пользовательского программирования OpenSCADA в виде <?dp {procedure} ?>. Результирующий документ формируется путём исполнения процедур и вставки их результата в документ.

Источником значений исполняемых инструкций являются атрибуты виджета этого примитива, а также все механизмы языка пользовательского программирования. Атрибуты могут добавляться пользователем и линковаться на реальные атрибуты параметров или-же являться автономными, значения которых будут формироваться в скрипте виджета. В случае со слинкованными атрибутами могут извлекаться значения из истории, архива.

На рисунке представлен кадр, содержащий пример документа.

Vision doc ru.png


4.8 Примитив контейнера (Box)

Реализована поддержка примитива контейнера, по совместительству выполняющего роль страниц проектов. Данный примитив является единственным элементом-контейнером, который может включать в себя ссылки на кадры из библиотеки, формируя тем самым пользовательские элементы нужной конфигурации. Примитив реализует предусмотренные проектом свойства. Перечислим, по пунктам, свойства данного примитива:


Пример редактирования кадра, основанного на данном примитиве, приведен на рисунке 2.a, а на рисунке 3 изображена страница, содержащая контейнер страниц, построенный на основе данного примитива.

5 Векторный графический редактор

5.1 Назначение

Наличие собственного векторного графического редактора является неотъемлемой частью уважающей себя SCADA системы. Опыт показывает, что наиболее информативной формой представления технологических процессов являются мнемосхемы — совокупность сигнальных устройств, изображений оборудования и внутренних связей контролируемого объекта, выполняемые на персональном компьютере. Для их создания можно использовать любой из существующих графических редакторов. Однако, полученные таким образом мнемосхемы являются статическими и не отражают динамику изменения характеристик процесса, а следовательно, они неадекватны и неудобны для восприятия. Таким образом, одной из задач, стоящих перед разработчиками SCADA систем, является создание графического редактора для изображения объектов, характеристики которых могут быть динамически изменены.

5.2 Принципы и функции разработанного графического редактора

Основой описываемого редактора являются три графических примитива: линия, дуга и кривая Безье. К динамически изменяющимся характеристикам этих примитивов относятся:

Рис.5.2.a. Контрольные точки линии, дуги и кривой Безье.

Примеры примитивов, различного цвета, толщины, стилей, с бордюрами и без них, приведены на рисунке 5.2.b.

Рис.5.2.b. Примеры примитивов, слева направо: линия, дуга и кривая Безье.

Предусмотрена возможность связи различных графических примитивов, для создания сложных графических объектов. Если связанные примитивы образуют замкнутый контур, то он может быть залит цветом и изображением (рис.5.2.c).

Рис.5.2.c. Заливки замкнутого контура цветом и изображением.

Графический редактор позволяет масштабировать и поворачивать фигуры (рис.5.2.d) — примитивы и сложные графические объекты.

К возможностям редактора также относятся: выделение, перемещение, копирование и удаление фигур.

Рис.5.2.d. Масштабирование и поворот фигур.

5.3 Основные принципы работы в графическом редакторе

Для того чтобы приступить к работе с графическим редактором, после запуска проекта OpenSCADA, необходимо вызвать "Рабочий пользовательский интерфейс (Qt)". Во вкладке "Виджеты" содержится перечень существующих графических библиотек и принадлежащих им элементов.

Предположим, что нам необходимо добавить графический элемент в одну из существующих библиотек. Для этого выделим имя библиотеки и нажмем кнопку (Vision ElFigCreate.png) на панели инструментов. В появившееся окно введем идентификатор и имя нового графического элемента. После чего перейдем к этому элементу и нажмем кнопку (Vision ElFigEdit.png). Справа появится поле для рисования. С помощью двойного щелчка мышью по этому полю, либо при помощи контекстного меню, войдем в режим редактирования — режим графического редактора, позволяющий осуществлять все предусмотренные манипуляции с фигурами. В тот момент, когда созданный нами графический элемент находится в фокусе, вкладка "Атрибуты" приобретет вид, представленный на рисунке 5.3.a.

Рис.5.3.a. Атрибуты элементарной фигуры.

С помощью мыши, или поля "Геометрия" вкладки "Атрибуты", зададим размеры поля для рисования и масштабные коэффициенты.

Воспользовавшись полем "Линия" вкладки "Атрибуты", зададим ширину, цвет, стиль линий, которыми будем рисовать. С помощью поля "Граница", зададим ширину и цвет бордюра. Поле "Заполнение" позволяет задать цвет и изображение заливки. "Список элементов" содержит перечень примитивов, используемых при создании графического объекта. Элементы всех полей вкладки "Атрибуты" могут динамически изменяться в процедурах пользователя.

Графические примитивы могут быть изображены с помощью мышки или заданы с помощью списка графических примитивов ("Список элементов"). В первом случае, координаты контрольных точек создаваемого примитива вычисляются автоматически, а ширина, цвет, стиль линии, ширина и цвет бордюра устанавливаются по умолчанию, из вкладки "Атрибуты". Во втором случае, примитив необходимо описать в "Списке элементов" следующим образом:

line:(x1|y1):(x2|y2):width:color:border_width:border_color:style (1)
arc:(x1|y1):(x2|y2):(x3|y3):(x4|y4):(x5|y5):width:color:border_width:border_color:style (2)
bezier:(x1|y1):(x2|y2):(x3|y3):(x4|y4):width:color:border_width:border_color:style, (3)

Где:

(x1|y1) — координаты первой контрольной точки примитива;
(x2|y2) — координаты второй контрольной точки примитива;
(x3|y3) — координаты третьей контрольной точки примитива;
(x4|y4) — координаты четвертой контрольной точки примитива;
(x5|y5) — координаты пятой контрольной точки примитива;
width — ширина линии, которой будет нарисован примитив;
color — цвет линии, которой будет нарисован примитив;
border_width — ширина бордюра;
border_color — цвет бордюра;
style — стиль линии ("0" — сплошная, "1" — пунктир, "2" — точечная).

При этом, приоритетными являются значения ширины, цвета, стиля линии, ширины и цвета бордюра, заданные в списке элементов. Если необходимо использовать какие-либо характеристики, устанавливаемые полями "Линия" или "Граница" вкладки "Атрибуты", то, при описании примитива, их следует пропустить. Например, мы хотим создать линию с: шириной 3, красного цвета, сплошную и без бордюра. При этом, в поле "Линия" заданы: ширина линии 3, черный цвет и сплошной стиль; в поле "Граница" заданы: ширина бордюра 5, зеленый цвет. Тогда описание примитива в списке элементов должно выглядеть следующим образом:

line:(x1|y1):(x2|y2)::red:0:: (4)

Формы записи (1) - (4) задают статические характеристики примитивов, которые не могут быть изменены программно. Для задания динамических характеристик необходимо использовать форму записи:

line:1:2:w1:c1:w2:c2:s1 (5)

Тогда, в окно "Атрибуты", добавятся поля: Точка 1 (1), Точка 2 (2), Ширина 1 (w1), Ширина 2 (w2), Цвет 1 (c1), Цвет 2 (c2), Стиль 1 (s1) (рис.5.3.b). Значения этих полей можно изменять программно, с помощью языка пользовательского программирования OpenSCADA. Очевидно, что при желании, динамическими могут быть объявлены не все свойства примитива, а одно или несколько, кроме того, одно динамическое свойство может быть использовано многократно.

Редактирование координат контрольных точек осуществляется с помощью мыши либо путем их изменения в cписке элементов, для статических точек; или прямо во вкладке "Атрибуты", имея в наличии динамические точки ("Точка 1", ...). Редактирование других характеристик осуществляется с помощью изменения содержимого полей "Линия", "Граница", "Заполнение" на вкладке "Атрибуты" или в списке элементов.

Рис.5.3.b. Динамические атрибуты элементарной фигуры.

Предусмотрены возможности:

Для связи примитивов друг с другом необходимо:

  1. Нажать кнопку "Привязки".
  2. Выделить одну из фигур и переместить её начальную или конечную точку к желаемой начальной или конечной точке другой фигуры так, чтобы она попадала в появившуюся окружность.

Для заливки замкнутого контура необходимо два раза кликнуть мышей внутри него либо следующим образом задать заливку в списке элементов:

fill:(x1:y1):(x2:y2):...:(xn:yn):color:image — статика;
fill:1:2:3:...:c1:i1 — динамика.

Где:

(x1:y1):(x2:y2):...:(xn:yn) — координаты начальных и конечных точек примитивов, образующих замкнутый контур;
color — цвет заливки;
image — изображение заливки.

При этом, приоритетными являются значения цвета и изображения заливки, заданные в списке элементов. Если необходимо использовать характеристики, устанавливаемые полем "Заполнение" вкладки "Атрибуты", то, при описании примитива, их следует опустить.

Для масштабирования фигур необходимо, в поле "Геометрия", задать значения масштаба по осям "X" и "Y". Кроме того, существует возможность визуально увеличить/уменьшить изображение не меняя масштаб. Для этого, необходимо выйти из режима редактирования, щелкнуть правой кнопкой мыши по полю виджета, в появившемся контекстном меню выбрать пункт "Увеличить (+10%)"/"Уменьшить (-10%)" либо покрутить колесико мышки, удерживая при этом нажатой клавишу "Ctrl". Выход из режима редактирования осуществляется с помощью нажатия клавиши "Esc" либо с помощью контекстного меню виджета.

Существует возможность поворачивать содержимое виджета, для чего следует, в окне "Атрибуты", задать "Угол поворота" от -360 до 360.

Графический редактор поддерживает прозрачность цвета, задаваемую следующим образом: {color}-{t}, где color — цвет, а t — прозрачность от 0 (полностью прозрачный) до 255 (непрозрачный).

5.4 Контекстное меню графического редактора

Предусмотрено контекстное меню, вызываемое щелчком правой кнопки мыши в области редактируемого виджета. В зависимости от того, какой объект находится под указателем мыши, контекстное меню может принимать несколько различный вид. Ниже, на рисунке 5.4, приведены примеры контекстного меню.

Рис.5.4. Контекстное меню для линий (линия, дуга, кривая Безье) и для заливки, слева направо.

Контекстное меню включает следующие секции (сверху вниз):

5.5 Диалог свойств элементарной фигуры

Диалог, варианты которого представлены на рисунках 5.5.a, 5.5.b, 5.5.c, реализован для интерактивного и удобного управления свойствами фигур(ы).

Рис.5.5.a. Диалог свойств элементарной фигуры для одной линии (линия, дуга или кривая Безье).
Рис.5.5.b. Диалог свойств элементарной фигуры для группы выбранных линий.
Рис.5.5.c. Диалог свойств элементарной фигуры для заливки.

Как видно из рисунков выше, диалог может иметь три различных формы, зависимо от объекта для которого вызывается. В заголовке диалога перечислены номера фигур, для которых он вызван. Эти номера соответствуют позиции фигуры в списке элементов, начиная сверху.

Если диалог вызван для одиночной фигуры (линия, дуга или кривая Безье), то в нем существует возможность редактировать координаты точек фигуры (рис.5.5.a). Если точка соединена с точкой другой фигуры или фигур, и включен режим "Привязки", то введенные координаты будут применены ко всем фигурам, для которых эта точка общая, а заливки, в которых участвует фигура, будут соответственно перерисованы.

Если-же диалог вызван для группы выбранных фигур (рис.5.5.b), то свойства (атрибуты), указанные в диалоге, будут применены ко всем фигурам, перечисленным в заголовке диалога. При вызове диалога, в полях свойств будут отображаться данные той фигуры из группы выбранных, относительно которой было вызвано контекстное меню. Существует возможность включать/исключать отдельные свойства диалога. Для этого предусмотрена кнопка (Vision disableButton.png). В случае исключения отдельных свойств они не будут обрабатываться при подтверждении диалога (кнопка "Принять"). При подтверждении диалога, все указанные данные для включенных свойств будут применены для всей группы фигур.

Диалог свойств заливки (рис.5.5.c) позволяет управлять свойствами отдельной заливки.

При выборе флажка справа от свойства оно (свойство), после подтверждения диалога, устанавливается в значение по умолчанию, которое указано во вкладке "Атрибуты". Кнопки "Дин/Стат" делают соответствующие свойства динамическими либо статическими.

6 General module configuration

To set up own behavior in non-obvious situations, the module provides the ability to configure individual parameters through the control interface of OpenSCADA (Fig.6).

At.png The display selection function is possible for non-virtual and non-duplicate desktops, that is, when using xinerma or NVidia in the appropriate mode. Technically, the Qt-function screen() should return various display widget objects by their numbers.
Рис.6. Страница конфигурации модуля.
Modules/Vision/ru - GFDLDecember 2024OpenSCADA 1+r3000